Юрту можно охарактеризовать как «классический» дизайн кочевников и полукочевников Средней Азии. Как и типи кочевых индейцев великих равнин Северной Америки, юрту также называют в просторечии «палаткой», что в данном случае применяется только как этнологический термин, но не как структурный и конструктивный термин.
Ареал распространения юрт — среднеазиатские плато и травяные степи от Каспийского моря до Монголии, которые характеризуются резкими перепадами температур континентального климата. Хотя на этой обширной территории проживают разные этнические группы — киргизы, казахи, туркмены, узбеки, монголы, конструкция юрты имеет удивительно однородный вид и имеет лишь незначительные вариации.
Образ жизни степняков определяется сезонными сильно меняющимися климатическими условиями. Зимой из-за сильного ветра и сильного холода вы можете оставаться в защищенных от непогоды постоянных лагерях. Отдельные кланы селятся здесь на четко определенных, отмеченных территориях, ограниченных глиняными стенами, земляными стенами или деревянными заборами; внутри этих вольеров ставят юрты или возводят сплошные, наполовину погруженные в землю конструкции для людей и животных. Когда весной начнутся дожди, вы переезжаете на пастбища со всем своим движимым имуществом и животными и строите там свою юрту на несколько месяцев. Летняя засуха и связанная с этим нехватка кормовой травы вызвали впоследствии частую смену местоположения. Жилища придется демонтировать несколько раз,перевезен и перестроен. Когда осенью идут более сильные дожди, вы остаетесь на одном месте в течение более длительного периода времени, пока не вернетесь в постоянный лагерь в начале зимы.

Сильно меняющийся образ жизни при долгосрочном и краткосрочном проживании предъявляет особые требования к строительству жилья. Здание должно, с одной стороны, обеспечивать удовлетворительное качество жизни во время длительного проживания, но с другой стороны, оно также должно быть адаптировано к временно большей мобильности его жителей. Естественно, важную роль играет транспортабельность конструкций. По сравнению с индейцами Северной Америки, условия для степных жителей Центральной Азии всегда были намного более благоприятными, поскольку были доступны более крупные и сильные вьючные животные, такие как крупный рогатый скот, лошади и верблюды. Это также позволило использовать тележки, на которых можно было перевозить громоздкие предметы.Однако своеобразное классовое общество в Центральной Азии привело к очень неравному владению и, следовательно, неравному доступу к портретам и тягловым животным. Следовательно, юрты высшего класса отличались от юрт низшего класса; Эти различия повлияли только на размер и оснащение зданий, но не повлияли на тип строительства.


Внешний вид юрт практически не изменился за много веков. Даже сегодня постройки возводятся так же, как это описывал фламандский монах-францисканец Вильгельм фон Рубрук, совершивший поездку ко двору монгольского князя в Каракоруме с 1253 по 1255 год: «Они ставят юрту, в которой спят. Она состоит из стержней, которые сходятся вверх в очень маленький круглый диск, из которого, как из трубы, поднимается насадка в форме дымохода. Эту деревянную раму они покрывают белым войлоком, который часто также пропитывают известью или белой землей и костной мукой, чтобы она была белее».
Однако существуют варианты конструкции юрт (гер) в Монголии и юрт в регионах Средней Азии дальше на восток. В то время как узбекские или северные афганские юрты, например, имеют куполообразные зоны крыши и внутреннее пространство без колонн, монгольская юрта построена с низкой конической крышей и парой внутренних колонн.

Структура юрты, которая долгое время оставалась практически неизменной, объясняется оптимальной адаптацией типа здания к региональным условиям; это был тип конструкции, которую нельзя было дальше улучшать. Продуманные системы обеспечивают быстрый монтаж и демонтаж, а также хорошую транспортабельность конструкции; В помещении приятный микроклимат благодаря относительно большому внутреннему пространству, которое сводит к минимуму неудобства, вызываемые дымом, и почти полусферической форме юрты, которая создает благоприятное соотношение между объемом и площадью; а вертикальная зона стен позволяет гораздо более экономно использовать интерьер, чем в аналогичных зданиях других архитектурных традиций. Однако эти преимущества требуют более сложных конструктивных мер. Но эти дополнительные усилия можно было бы оптимизировать и в конструкции юрты.

Отличительной особенностью юрты является сборка различных конструктивных частей ее каркаса, которые транспортируются в виде сборных частично разборных элементов: мероприятие, значительно ускоряющее сборку и демонтаж. По сравнению, например, с типи, каркас которых состоит из отдельных столбов, которые необходимо снова и снова связывать вместе, это свидетельствует о значительно более высокой стадии развития конструкции юрты.
Стеновой каркас юрты выполнен в виде решетчатой конструкции, что связано с необходимостью выполнить стеновую зону в виде жесткой оболочки, поскольку она должна поглощать боковую тягу куполообразной зоны крыши (в случае типи силы равны отводится прямо в землю через стропила). Чтобы свести к минимуму объем работы и время, необходимое для сборки и разборки, части решетчатой стены предварительно изготавливаются как складные ножничные решетки, создавая решетчатые кресты в виде соединений с завязанными кожаными ремнями. В результате эти элементы решетки обладают упругостью, необходимой для того, чтобы изгибаться при установке на виде сверху. Плоские и узкие в сложенном виде, они занимают мало места при транспортировке. В целом для зоны стены требуется от 4 до 6 таких элементов сетки, которые связаны вместе. Остается свободная часть для дверного проема, в который раньше вешали войлочную занавеску, а теперь часто закрывают деревянной дверью.

Каркасная конструкция кровельной зоны состоит из прямых или изогнутых стропил, которые зажимаются в кольце крепления кровли или зацепляются в готовые отверстия. Иногда более крупные соединенные части крыши также изготавливаются заранее путем привязки стропил к центральному прижимному кольцу кожаными петлями. Они сдвигаются вместе для транспортировки и разветвляются во время сборки. Верхний конец зоны крыши образован «покрывающим колесом», которое предварительно изготовлено как единый элемент: радиальные стержни, которые изогнуты поперечно и образуют сферический колпак, прикреплены к прижимному кольцу. Прижимное кольцо обеспечивает конструктивно чистое соединение радиальных стержней, которые могут быть прикреплены здесь упорядоченным образом, вместо того, чтобы собираться в дикий пучок, как в типи. С функциональной точки зрения прижимное кольцо позволяет расположить отверстие для дымоудаления в центре, то есть точно над камином, что позволяет конструкции быть идеально симметричной по центру.

В то время как гармошки в зоне стены упруго деформируются, когда они имеют круглую форму и благодаря этой кривизне приобретают свою жесткость, компоненты зоны крыши являются жесткими элементами. Боковые поперечные силы в корневой окружности зоны кровли поглощаются натяжными ремнями, которые размещены вокруг цилиндрической части стены.

Вся конструкция юрты представляет собой четко продуманную статическую структуру. Зона стены и крыши спроектирована как различные структурные системы, в которых стена имеет диагональное усиление, а крыша — радиально. Соединение стены и крыши по периметру во всех точках сетки придает каркасу дополнительный эффект оболочки, который усилен диагонально растянутыми ремнями и горизонтальной натяжной лентой на стыке между стеной и зоной крыши.

Окончательно укрепляет конструкцию юрты чехол. Тяжелые куски войлока, общий вес которых может составлять 200 кг, натягивают на каркас, часто накладывая несколько слоев друг на друга в самые холодные времена года. В теплую погоду чехол можно закатать (поднять) в нижней части, чтобы внутри циркулировало больше воздуха.

Выходя за рамки своей функции жилого и спального места, юрта обладает высокими символическими качествами благодаря интеграции в космические идеи, интеграции с природой и жизнью. Идея центрального пространства как дома семьи становится символом центра в космическом пространстве. Вокруг камина как центра интерьера человек движется по часовой стрелке, символически следуя круговороту всех вещей. Стерильная концепция «идеального» центрального пространства, в котором все области имеют одинаковые значения вокруг, не реализована в юрте, однако, поскольку она не соответствует космическим законам, таким как движение солнца с его значения отличаю тся от утра-полудня-вечера-ночи или образа жизни с фазами рождение-юность-старость-смерть. Главная ось центрального пространства, образуемый входом, играет важную роль в символике здания и создает различные ценности в помещении. Различные аспекты имеют решающее значение для иерархического порядка в юрте:
1) Центр: камин в центре комнаты, дающий тепло и используемый для приготовления пищи, является символом сохранения жизни, так же как и центральное отверстие над ним, через которое свет и солнце проникают в юрту.
2) Расстояние до входа: иерархия разделения пространства напрямую связана с расстоянием от входа. Низшие места (пастухи, рабочие) располагаются у входа, высшие места — ровно напротив входа (культовая святыня, почетные места для гостей).
3) Направление движения: камин образует центр круговой дорожки, по которой человек движется в юрте, чтобы найти определенное место. Ритуальное значение хождения по священному месту во многих культурах (особенно в Азии) было воспринято здесь в жилище юрты. В ритуальных актах хождение по святилищу означает поклонение ему. Направление всегда следует по часовой стрелке, чтобы повернуть правую сторону тела к человеку, которому поклоняются, что считается «хорошей» стороной почти во всех культурах. Став привычкой в культовой сфере, такое поведение распространилось и на другие сферы жизни, а также влияет на направление движения внутри юрты.
Таким образом, юрты особенно характерно демонстрируют наиболее характерные черты кочевых культур в их структурном дизайне:
1) Легкий конструкционный материал: каркасная конструкция позволяет минимизировать общий вес.
2) Легкость транспортировки: конструкции могут быть разобраны на несколько элементов, что обеспечивает оптимальные варианты транспортировки с точки зрения размеров и веса, поскольку размер и вес отдельных компонентов адаптированы к максимальной грузоподъемности вьючных животных. Элементы каркаса (гармошки, стропильные брусья и т. д.) Можно складывать или штабелировать, элементы покрытия (войлочные листы) транспортируют в рулонах.
3) Быстрая сборка и разборка: для быстрой сборки и разборки конструкция не должна разбираться на слишком много отдельных элементов. Изготовление более крупных стен и крыш значительно ускоряет сборку и демонтаж юрты. Размер и вес отдельных элементов, в зависимости от оптимального использования вьючных животных, оптимально подобраны для юрты. В юрте ярко выражена и другая характеристика построек кочевых культур: каркас не имеет прочной связи с землей. Единственное фиксированное соединение с землей осуществляется через вторичные элементы, а именно, шпильки, с помощью которых анкеры кабеля закрепляются в земле.