Оседлать колесо! 150 лет истории моноколес

Моноколесо Тома Энэйбла
Моноколесо Тома Энэйбла

Ниже вы прочтете длинную (но тем не менее краткую) историю транспортного средства под названием "моноколесо".

Единственное общее, что есть у всех моноколес - это 1 колесо (как ни странно). Конструкция и двигатель постоянно менялись - это была и мускульная сила, и двс, и даже тяга на воздушном винте.

Кроме очевидной проблемы устойчивости у этого транспорта есть свои специфические проблемы. Сложность механизма поворота и так называемый джербиллинг - это вращение седока, обратное вращению колеса.

Моноколеса на велосипедной тяге

Первые моноколеса известны с 1869 года. И поскольку это была доавтомобильная эра, они приводились в движение как велосипеды - силой ног, а иногда и рук. И на некоторых из них был жесткий обод без шин.

Хотя некоторые из них сохранились в музеях - нет понимания, могли ли они двигаться вообще, настолько неправдоподобны конструкции.

Есть изображения, где лошадь запряжена чем-то вроде брички на одном большом колесе.

Моноколесо на лошадинной тяге
Моноколесо на лошадинной тяге

Существует любопытный рисунок парного моноцикла и даже реплика 2008 года.

Опять-таки, остается гадать - возможно ли на таком передвигаться. Очевидно, что ездить можно только вдвоем, причем, седоки должны быть не просто одного размера и веса, но еще и обладать синхронной координацией.

Первые моноколеса с мотором

Наконец, кто-то сделал это первым - догадался поставить ДВС в конструкцию моноколеса. И кроме скорости и удобства решилась одна из проблем этой конструкции - центр тяжести сместился ниже центра колеса, и аппараты стали более устойчивыми.

В начале века еще в ходу была идея использовать воздушный винт в качестве движителя наземного транспортного средства (вспомнить хотя бы Элику инженера Леята).

Существовало моноколесо с винтом за авторством Д'Арлинга 1914 года.

Не спешите считать эту идею абсурдной. С точки зрения физики пропеллер, который тянет, - это хорошее решение для джербиллинга, так как он не создает реактивного вращения.

Винт имеет достаточно широкий лопасти, чтобы работать на низких оборотах. Сзади у моноколеса противовес и опора, на которую он опирается, когда не движется. Этой же цели служат изогнутые подпорки по бокам.

Согласно статье из "Популярной Механики" это чудо гоняло по улицам Сент-Луиса со скоростью 67 миль в час (108 км в час).

Проект гироэлектрического эсминца, 1918

Гиро электрический уничтожитель
Гиро электрический уничтожитель

Да, существовал и такой. Первая мировая война поставила новые задачи перед армией и решать их нужно было новой техникой. предполагалось, что огромное моноколесо должно без усилий преодолевать стены, рвы и окопы, параллельно уничтожая противника из орудий. Поворот должен был осуществляться смещением груза внутри колеса. Идея хороша, но слишком большой размер колеса - отличная мишень для снарядов и бомб.

Кстати, тут еще можно вспомнить проект нашего полковника Лебеденко с его исполинским танком - правда, там было два колеса с дополнительным катком - примерно того же времени.

Гиро электрический уничтожитель - схема
Гиро электрический уничтожитель - схема

Кроме того - каково было бы артиллеристам в качающихся люльках?

Моторуота Давида Гислаги, 1920-е годы

Мото моноколесо
Мото моноколесо

Это моноколесо реально существовало и даже имело определенный успех. Его изобретатель Давид Гислаги проехал на нем из Милана в Рим, а так же существует много фотографий и материалов, намекающих, что Гислаги произвел некоторое количество подобных аппаратов и пытался их продавать.

Поворот осуществлялся за счет наклона колеса относительно седока. Это видно на чертеже из патента:

Патент мото моноколеса
Патент мото моноколеса

Моноколесо Э.Дж.Кристи, 1923 год

Судя по фото выше это транспортное средство существовало в реальности, по крайней мере, его почти построили. Но однако нет никаких сведений, что оно поехало. А сомнения в его конструкции есть.

В интервью журналу "Популярная наука" Кристи рассказывает, что двигаться моноколесо должно за счет авиационного 250 сильного двигателя, висящего снизу на оси. Такое расположение должно уравновесить конструкцию и позволяет водителю располагаться сверху оси.

По бокам расположены два гироскопа по 227 кг, призванные уравновесить колесо. А еще с помощью них должен осуществляться поворот - водитель перемещает их по горизонтальной оси, отчего моноколесо поворачивает без наклона.

Вес аппарата предполагался в районе тонны, а скорость - 400 километров в час.

Хм, тут есть те, кто силен в физике? Такая конструкция могла бы работать?

Моноколеса для детей, середина 1920-х

Детское моноколесо
Детское моноколесо

Все-таки особенные раньше были времена!

Пороще относились ко всем, в том числе и к безопасности. Сохранилось фото детского моноколеса с очевидно бензиновым двигателем. А вы бы своего ребенка отпустили покататься?

Динасфера Дж. Пурвеса, 1932

Пурвес усовершенствовал идею, расширив моноколесо и решив таким образом идею поперечной устойчивости. Динасфера (по некоторым источникам) приводилась в движение 2,5 сильным мотором и могла разогнаться почти до 50 километров в час. Вес при этом имела выше 400 кг. что-то не очень верится в это, но таковы сведения.

Пурвес построил как минимум еще один образец - на электрической тяге, предположительно от свинцово-кислотных батарей.

Была еще модель с закрытой кабиной (видимо только в проекте):

Динасфера Пурвеса с закрытой кабиной
Динасфера Пурвеса с закрытой кабиной

Есть даже два видео 30-х годов - посмотрите, как она движется:

Проект Велопланера, 1932

Велопланер
Велопланер

Про него немного информации, особенно непонятно, зачем планеру моноколесо? Но если посмотреть на чертеж ниже:

Чертёж велоглайдера
Чертёж велоглайдера

Возникает предположение, что планер запускался не только от тросов, но и от вращения пропеллера, который вращался в свою очередь от моноколеса.

Проект моноколесного танка, 1933

Одноколёсный танк
Одноколёсный танк

Боевой танк с одним колесом, управляемый одним бойцом.

Моноколёсный танк схема
Моноколёсный танк схема

Танк (или броневик) можно сделать из любого транспортного средства - почему бы и не из моноколеса? Интересно, учитывался ли момент отдачи оружия? Ведь конструкция и так не особо устойчива. Я уж не говорю, что прицеливаться в таких условиях невозможно.

И не говорите мне про дополнительные колеса сбоку - для пересеченной местности и вообще для боя - это первое уязвимое место.

Как видно из рисунков - танк должен был даже плавать! Что там с герметизацией? А еще посмотрите - обтекатели этих маленьких колес должны были быть поплавками в таком случае. Но они не замкнуты, а значит точно хлебнут воды.

Автобус на дино-колесе, 1935

Автобус на дино колесе
Автобус на дино колесе

Кроме этого изображения из журнала ничего нет, можете оценить сами каково это прокатиться внутри этого автобуса, и помогут ли как-то устойчивости эти колеса по периметру.

Идея шарообразного танка, 1936 (тоже ведь моноколесо)

Разумеется, идея не выдерживает никакой критики - ни по устойчивости, ни по живучести, ни по пригодности для ведения боя. Но посмотрите на реально существовавший во время Великой Отечественной немецкий танк Кугельпанцер:

Немецкий танк Кугельпанцер
Немецкий танк Кугельпанцер

Дальше во второй половине 20 века нет-нет да и появлялся изобретатель, который брался за совершенствование идеи моноколеса (в том виде, как ее спроектировал Гислаги).

Например, Вальтер Нильссон (1952 год):

Или Герейнт Оуэн (начало 2000-х):

Моноколеса Керри Маклина

О нем следует упомянуть особо. Он строит моноколеса с 70-х годов и продает их желающим. У него есть сайт kerrymclean.com, где можно все узнать подробнее.

Более того - его изделия прошли лицензирование для дороги, а значит на них можно ездить наравне с другим транспортом.

Моноколесо Керри Маклина
Моноколесо Керри Маклина

Маклин называет их моноциклами (пожалуй, это ближе к мотоциклу, да). На моноцикле сверху стоит 40-ка сильный двигатель от снегохода с водяным охлаждением. Так же присутствуют фары, стопсигналы и номерной знак. Моноцикл развивает скорость в 85 километров в час.

Моноколесо, наконец, заняло свое законное место на дороге!

А как вам моноцикл с алюминиевым V8 от Бьюика и четырехкамерным карбюратором?

Моноколесо с двигателем V8
Моноколесо с двигателем V8

И еще одна версия этой конструкции:

Моноколесо с двигателем V8 и спойлером
Моноколесо с двигателем V8 и спойлером

Моноколесо Тома Энэйбла - рекорд скорости в 2013 году

Моноколесо Тома Энэйбла
Моноколесо Тома Энэйбла

На моноколесе своей конструкции с 200 кубовым двигателем Энейбл смог разогнаться до скорости 60,1 миль в час (около 96 километров час).

Одноколесный моноцикл Ryno Motors, 2015

Одноколесный моноцикл Ryno Motors
Одноколесный моноцикл Ryno Motors

А в этой идее пошли по другому пути - и упростили мотоцикл.

На сайте rynomotors.com можно увидеть этот проект "доступный для глобальной производственной лицензии". Не могу сказать, что это значит, но заявленные характеристики у этого моноцикла на электромоторах - 10 миль в час (16 км/ч) скорость и 15 миль (24 км) дальность езды.

Моноцикл Ryno Motors
Моноцикл Ryno Motors

Ну и самый известный нам тип моноколеса (2014)

Моноколесо Airwheel
Моноколесо Airwheel

Как видите, идея моноколеса проделала долгий и неустойчивый путь до подобного воплощения - компактного, устойчивого и понятного для телесного равновесия и относительно дешевого.

Изготовлено компанией Airwheel, имеет двигатель 400 ватт, дальность хода 4-6 миль (6-9 км), скорость 12 миль в час (19 км/ч), аккумулятор заряжается 1 час.