Моноколесо в общественном транспорте и в общественных местах
В этом видео расскажу свой опыт использования моноколеса в разных общественных местах и транспорте. Вообще я пока не сталкивался с какими то запретами, везде без проблем пускают.
Представьте ситуацию: вы стоите перед входом в метро, рядом с вами сверкает хромом новенький электросамокат размером с небольшую лошадь, а охранник смотрит на вас взглядом, в котором читается вся скорбь вахтера, которому сейчас придется объяснять правила провоза багажа. Знакомо? Если вы задумываетесь о покупке персонального электротранспорта, вопрос логистики и «сочетаемости» с городской средой должен волновать вас даже больше, чем максимальная скорость или цвет подсветки.
Многие новички, глядя на моноколесников, думают: «Ну, кататься-то весело, а что делать, когда нужно зайти в торговый центр за хлебом или спуститься в подземку? Не тащить же эту гирю на себе?» Спойлер: всё гораздо проще, чем кажется. Сегодня мы разберем, как на самом деле живется с одним колесом в мире турникетов, автобусов и узких проходов, и почему этот вид транспорта — настоящий король скрытности и удобства.
Метрополитен: тест на компактность
Метро — это, пожалуй, главный босс для любого любителя электротранспорта. Именно здесь разбиваются мечты владельцев полноразмерных велосипедов и тяжелых электросамокатов. Однако для моноколеса подземка становится не препятствием, а союзником. Ключевая фишка здесь — габариты. В отличие от самоката, который даже в сложенном виде напоминает набор труб, пытающийся испачкать плащи окружающих, колесо занимает ровно столько места, сколько занимает ваш рюкзак или небольшой чемодан.
Процесс прохода через турникеты уже давно отработан до автоматизма. Если раньше, лет пять-семь назад, человек с колесом вызывал у дежурных по станции легкую панику и желание вызвать экзорциста (или саперов), то сегодня это абсолютная рутина. Вы просто выдвигаете телескопическую ручку — важнейший элемент современного колеса — и прокатываете устройство рядом с собой, как обычный багаж. Рентген-сканирование? Без проблем. Закатили, проверили, выкатили.
Внутри вагона у вас есть два стратегических варианта размещения, которые позволяют не стать врагом народа в час пик:
- Позиция «Статуя»: Вы стоите, зажав колесо между ног. Это самая компактная стойка из возможных. Вы занимаете ровно ту же площадь, что и человек без колеса. Никаких торчащих рулей, никаких грязных дек, бьющих соседей по лодыжкам.
- Позиция «Усталый путник»: Если удалось сесть, колесо отправляется туда же — между ног или плотно к ногам. Оно никому не мешает, не перекрывает проход и ведет себя тише воды ниже травы.
Эволюция восприятия
Интересно наблюдать, как меняется социум. Раньше каждый второй пассажир считал своим долгом спросить: «А где второе колесо?» или «Это что за пылесос?». Сейчас, когда электротранспорт стал частью пейзажа, на вас практически не обращают внимания. Вы просто еще один пассажир с гаджетом. Эта невидимость — огромный плюс для интровертов и тех, кто просто хочет добраться из точки А в точку Б без лишних разговоров.
Наземный транспорт: автобусы и такси
С автобусами и троллейбусами ситуация чуть более динамичная. Если в метро поезд разгоняется и тормозит плавно, то водитель маршрутки может считать, что он участвует в ралли «Дакар». Здесь просто стоять, зажав колесо ногами, может быть утомительно — 15–20 килограммов инерции будут пытаться уехать вперед вас при каждом торможении.
Оптимальный лайфхак для автобуса — занять сидячее место и зафиксировать колесо ногами. Если же приходится стоять, лучше найти «угол» или прислонить девайс к борту, блокируя его своим телом. Некоторые райдеры кладут колесо на бок под сиденье, но здесь есть нюанс: нужно быть уверенным, что педали не поцарапают пол, а с корпуса не натечет уличная грязь. Это вопрос элементарной вежливости и сохранности вашего устройства.
Автомобильные нюансы
В мире такси или личного авто моноколесо снова выигрывает у конкурентов. Попробуйте запихнуть в багажник седана грязный электросамокат — это тетрис для взрослых. Колесо же просто ложится в багажник любой машины. Более того, оно прекрасно помещается на полу за передним сиденьем. Водители такси, как правило, реагируют абсолютно адекватно: «Влезет? Влезет. Садись».
Поезда дальнего следования
Путешествия с моноколесом — это отдельный вид удовольствия. В поездах (плацкарт или купе) колесо идеально вписывается в концепцию багажного места. В большинстве вагонов есть рундуки (ящики под нижней полкой). Моноколесо, положенное на бок, залетает туда как родное, оставляя место еще и для сумки.
Важный совет: перед тем как класть колесо в чистое купе или багажник такси, имейте при себе простейший чехол или хотя бы пару больших пакетов для мусора. Колесо контактирует с дорогой, и приносить уличную пыль в жилое пространство поезда — моветон.
Торговые центры: шоппинг налегке
Заход в магазин с моноколесом вызывает меньше всего вопросов, если вы ведете себя уверенно. Охрана в крупных супермаркетах (вроде «Ленты» или «Ашана») давно привыкла к таким посетителям. Главное правило: вы не едете, вы катите.
Сценарии поведения в магазине:
- Мелкие покупки: Одной рукой катите колесо за выдвижную ручку, другой берете товары. Руки, конечно, заняты, но это дело привычки.
- Глобальная закупка: Это, пожалуй, самый элегантный метод. Вы берете стандартную продуктовую тележку и кладете колесо внутрь. Да, прямо в тележку. Сверху накидываете продукты. После кассы перегружаете еду в рюкзак, достаете колесо, встаете и уезжаете.
Этот метод с тележкой решает сразу две проблемы: вам не нужно следить за колесом, пока вы выбираете молоко, и охрана видит, что вы не собираетесь гонять между рядами с колбасой.
Скрытые преимущества перед самокатами
Давайте будем честны: когда мы говорим о мобильности, мы часто забываем о «мертвом грузе». Это моменты, когда вы не едете на устройстве, а устройство едет на вас (или рядом с вами). И здесь архитектура моноколеса не оставляет шансов другим видам СИМ (средств индивидуальной мобильности).
Самокат всегда длинный. Он всегда пачкается декой. Его сложно развернуть в лифте 1x1 метр. Моноколесо же — это, по сути, чемодан с мотором. Вы можете зайти с ним в узкий лифт, в туалет торгового центра, в врачебный кабинет в травмпункте (да, и туда тоже пускают без проблем). Оно занимает ваше личное пространство по вертикали, а не пространство окружающих по горизонтали.
Выводы: свобода без границ?
Реальность использования моноколеса в городе оказывается куда более дружелюбной, чем представляют себе скептики. Миф о том, что с колесом «никуда не пустят», остался в прошлом десятилетии. Сегодня это, пожалуй, самый адаптивный вид транспорта для комбинированных маршрутов «дом — метро — работа — магазин».
Конечно, это требует определенной культуры поведения. Наличие колеса не делает вас королем дороги, а в помещении превращает вас в пешехода с багажом. Но если вы соблюдаете простые правила приличия — не гоняете внутри помещений, не пачкаете окружающих и пользуетесь лифтами, — город открывается для вас с совершенно новой стороны. Вы больше не привязаны к парковкам, не боитесь пробок и не думаете, куда деть свой транспорт. Он всегда с вами, готовый к старту в любую секунду.