Первая «Всемирная конференция юртостроителей» (8-10 мая 2009 г.) прошла во Франции недалеко от моста Пон-д’Арк в ущелье Ардеш.
Организована Нитсаном и Люси из компании Spirits Intent и проводилась в юрточном кемпинге Canvas Chic.
Цитата из приглашения:
Это будет всемирная конференция современных юртостроителей, собравшая их со всего мира, чтобы поделиться видением и праздновать в честь Духа.
Все мы, мастера юрт, были очарованы чем-то, сущностью самой конструкции и живым ремеслом и образом жизни. Это становится все более конкурентным рынком, особенно в Великобритании и США, и, защищая свою часть этого рынка, можно отделить себя от коллективных возможностей и того, чем мы все можем поделиться. Если мы посмотрим на скрытое племенное сознание, которое присутствует, мы увидим, что все мы немного пережили историю юрты и ее появления на западе.
Поэтому мы призываем всех открыть для себя, что есть в коллективе, и рассказать свою историю … документировать кочевые палатки, познакомить с истоками и традициями строения. Мы ждем подтверждения других посетителей из Великобритании, Европы и США, которые сыграли центральную роль в разработке палатки. Мы проследим историю юрты от ее кочевого происхождения через то, как она попала на Запад, до развития структуры, возможностей, использования и нововведений, а затем и от того, куда она идет. Есть волшебная возможность, что юрта станет строением на следующем этапе экоэволюции.
Юртостроители
Участвовавшие в мероприятии строители юрт, отсортированные по алфавиту:
- Билл Копертвейт — первопрохдец в юртах, воспитатель/педагог (США)
- Чарльз Кавано — продавец юрт, консультант по экологическим решениям (Швейцария, Франция)
- Фроит, froit.nl — кочевник, строитель традиционных монгольских юрт (Нидерланды, Монголия)
- Лодевийк ван ден Белт — владелец юрточного кемпинга Canvas Chic, где проходила 1-я Всемирная конференция юртостроителей 2009 (Франция)
- Мелисса Флетчер, yurtsofhawaii.com — торговый представитель (США)
- Мик Сэмс, hearthworks.co.uk — строитель юрт (Великобритания)
- Нэнси Полдерман — кочевник, строитель ананси-кыргизских юрт (Нидерланды, Франция)
- Нитсан и Люси, spiritsintent.co.uk — строители юрт и палаток, организаторы «Всемирной конференции строителей юрт 2009» (Великобритания, Франция)
- Пол Миллард, redkiteyurts.com — строитель юрт (Великобритания)
- Питер и Мугул Эндрюс, andrewspeter.info — исследователи юрт, палаток и кочевников (Турция)
- Петр тен Букум — кочевник, строитель юрт (Нидерланды, Франция)
- Полли Сэмс — строитель юрт (Великобритания)
- Рене К. Мюллер, simplydifferently.org — кочевник, разработчик/исследователь юрт (Швейцария)
Плюс персонал юрточного кемпинга Canvas Chic и французская съемочная группа, снимавшая отдельные части конференции.
Мои заметки
Вот мои краткие заметки, которые я сделал во время конференции:
8 мая 2009 г., день 1
В полдень Ницан из Spirits Intent представляет конференцию, его основной посыл был:
- объединить строителей юрт как часть фундамента
- создать структуру для движения
- юрта как величественный символ племени
- юртоделов/строителей разделяют бизнес и конкуренция, но на конференции есть место, где можно собраться и поделиться полезной информацией
Далее Питер Эндрюс начинает свою презентацию в виде слайд-шоу — он начал свои исследования в 1966 году, был архитектором и интересовался кочевыми постройками. Его презентация сложна и исчерпывающа, трудно делать заметки и резюмировать.
9 мая 2009 г., День 2
Утром Билл Копертуэйт рассказывает свою историю с The Yurt Foundation и свою работу:
- сбор информации
- культурное смешение
- вдохновлять людей делать что-то самим, развивать уверенность в себе и принимать решения
- юрта как типи поднятый из земли
- юрта без круглого окна в крыше: самонесущие опоры, лежащие друг на друге
- кожа и скелет (традиционная юрта)
- следующий шаг, чтобы сделать стену твердой (вся кожа/каркас), и шаг за шагом заменить все «плавающие» части оригинальной юрты на цельные части, но сохраняя круглую форму (серия фотографий ниже)
- использование черепицы для крыши
- создание двухэтажной прочной «юрты», и её расширение до 3х этажей
Эволюция «юрты» Билла Копертвейта:
Лично я бы больше не называл дома Билла «юртами», поскольку они имеют общую только круглую форму, основные конструктивные особенности кажутся исчезнувшими: круглое окно в в крыше, опоры/стропила крыши, решетчатая стена — тем не менее, он все еще использует натяжную веревку, чтобы держать круглую форму, с другой стороны, его подход требует большой детальной проработки и потери простоты первоначальной юрты как палатки.
Билл спроектировал деревянную юрту с коническими стенками, чтобы люди могли играть более важную роль в создании собственного убежища, используя конструкцию, которая сводит к минимуму необходимые строительные навыки, при этом создавая красивое, недорогое и постоянное убежище. (отрывок из книги Ллойда Хана «Домашний труд: построенное вручную убежище»)
Далее у нас в кругу общая дискуссия о юрте и кочевом образе жизни:
- Лодевийк (владелец кемпинга, где проходила конференция) делится своим личным опытом работы в кемпинге с юртами.
- Питер Эндрюс разделяет точку зрения на символику юрт, различные племенные и культурные аспекты и интерпретации символов.
- круг = солнце или луна
- toono (круглое окно в крыше) = солнце
- дверь = ворота из внутреннего во внешний мир (душа спускается в материальный мир)
- хана (решетчатая стена) = переплетенная связь семьи или племени
- юрта = «место, чтобы жить или жить»
- Ницан и Люси (организатор конференции) говорят о трансперсональной цели или опыте жизни в юртах и о ее значении, называя ее «следующим шагом».
- обсуждение «следующего шага» в юрточном сообществе, выходящего за рамки простого строительства юрт и технических деталей
- разнообразный опыт присутствующих, а также различная мотивация для посещения конференции
- различные утверждения о том, что означает юрты и кочевой образ жизни
- откуда счастье, изнутри, а не из палатки вроде юрты или чего-то еще
- осознание людей, преследующих разные цели конференции:
- технологии и способы делать вещи
- материальные источники (производители) различных частей юрты
- обмен опытом поиска мест и создания юрточной деревни или общины
- духовный обмен и понимание кочевой жизни
Днем Фройт проводит слайд-шоу:
- производство войлока в Монголии на станках
- войлок — мышца юрты/гер
- флис как предварительный продукт войлока
- не мыть, не использовать мыло при изготовлении войлока
- 3 фазы в тумблере (45 мин, 30 мин, 15 мин)
- повесить войлок на открытом пространстве, чтобы он мог высохнуть
- фетр изолирует: сохраняет тепло в холод, а в жару холод
- скручивание верхнего кольца — окна происходит из-за слишком сильного натяжения при установке юрты, монголы вводят 4 шнура, чтобы стабилизировать его и вернуть на свое место
- 120 000 юрт в Уланбатааре (UB) по состоянию на 2008 год
- снос юрт не реже двух раз в год, весной и осенью
- 2 слоя войлока зимой, 1 слой летом или, по желанию, запасной слой войлока для дополнительной юрты, только что разбитой на лето
- дом более роскошный и считается более «высококлассным», тогда как юрта считается недорогим или малообеспеченным жилищем
- Монголы, которые мигрируют в UB, не возвращаются в сельскую местность, даже когда им предлагают бесплатную юрту и инвентарь для начала: конец кочевого образа жизни в Монголии
- срок службы юрты/гер 20-30 лет
- кочевники перемещаются 10 раз в год в пустыню Гоби, тогда как другие регионы 2-4 раза в год
- кочевой образ жизни ведется не по собственному желанию, а по необходимости в поиске новых мест, где имеются запасы еды
- юрта диаметром 20 м с двумя концентрическими верхними кольцама, длина каждой опоры или стропила составляет около 5 м.
- оригинальная монгольская решетчатая стенка не прямая, но немного меньшего диаметра вверху, чем внизу (примерно 10-15 см в диаметре), поэтому отверстия на планках решетчатой стенки вверху немного уже, чем снизу
- Юрточный бизнес Фройта: строительство высококачественных оригинальных монгольских юрт и импорт в Европу: 50% покупают по фану, 25% для туристического использования, 25% «нецивилизованные» люди.
Ближе к вечеру Мюгюль Эндрюс также проводит презентацию со слайд-шоу, в которой подробно рассматриваются детали художественных работ на одежде и инструментах кочевых культур Турции и Китая.
10 мая 2009 г ., День 3
Питер Эндрюс дает еще одно слайд-шоу о юртах, связи с прошлым и настоящим.
Ближе к полудню завершается официальная часть конференции.
Конференция прошла довольно неформально, с небольшим расписанием и другой формальной структурой, что в некотором смысле было спонтанным — с другой стороны, это создавало путаницу, когда кто-то выступал; Открытый круг общения после обеда или ужина сводился к меньшим группам.
Фотогалерея
Фотографии любезно предоставлены Майей Роза, Полем Миллардом и Мюгюлем Эндрюсом.
Размышление
Я думаю, что мы находимся на пороге новой культуры, которая следует за индустриальной эпохой; культура, которая воссоединяется с Землей так, как это делали коренные жители в прошлом.
Петер и Мюгюль Эндрюс представили прошлое, кочевую культуру, которая почти исчезла, культурное выражение с произведениями искусства и деталями юрты. Подход Фройта заключается в том, чтобы каким-то образом сохранить монгольскую культуру юрты, придерживаясь ее оригинала, с небольшой адаптацией к европейскому климату.
Ницан и Люси, а также Питер тен Букум и я были больше сосредоточены на духовных аспектах кочевой жизни, и я провел время с Питером, чтобы обсудить этот аспект более глубоко и подробно — воссоединение с Землей как часть кочевой жизни и использования юрты как инструмент для этого.
Мелисса из Yurts of Hawai’i поделилась своим опытом работы с местными властями над поиском решений, позволяющих адаптироваться к строительным нормам и заставлять юрту работать для всех на Гавайях, были коренными/местными жителями, пострадавшими от роста цен на жилье и краха ипотеки в 2008 году/2009 г. Предоставление доступного жилья в юртах. Для меня она представляла практический и непосредственный аспект использования юрт «здесь и сейчас».
Билл Копертвейт объединяет практические занятия с мотивацией и личным развитием самого себя, который использовал юрту в качестве отправной точки.
Конференция была местом, где можно было поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем — практических, культурных и духовных аспектах, представленных присутствующими на ней людьми, имеющими одну общую черту: юрта как жилище для людей, которые любят жить рядом с природой.
Рене К. Мюллер, май 2009 г.