Идеалистический образ каракалпакской юрты

Каракалпакская юрта

Каракалпакскую юрту легко узнать. Возведенная и полностью украшенная, она становится ярким выражением каракалпакского народного искусства.

Каракалпаки унаследовали юрту от своих тюркских предков. Основные характеристики разборной войлочной юрты с решетчатыми стенами были полностью развиты еще до образования каракалпакской конфедерации племен в XV или XVI веках где-то в районе низовий Сырдарьи.

Введение

Юрта оставалась преобладающим жилищем каракалпакской семьи до начала советской эпохи. Для изготовления различных составных частей требовалось множество различных ремесел и навыков. Неудивительно, что она стал центральным элементом целой ветви каракалпакской культуры и фольклора.

Юрта обладает многими качествами: портативная, но прочная; быстрый монтаж и демонтаж, но при этом она крепкая и надежная; тепло зимой и прохладно летом; доступна и для животновода, но пригодна и для использования ханом. Конечно, конструкция тюркской юрты развивалась в процессе естественного отбора на протяжении почти полутора тысяч лет. Каждая конфедерация племен разработала свой стиль юрты со своими уникальными особенностями, поэтому, хотя каракалпаки жили помимо узбеков, казахов и туркмен в дельте Арала, их индивидуальные юрты можно было сразу различить.

Каракалпакская юрта с войлочным чехлом и дверью
Каракалпакская юрта с войлочным чехлом и дверью

Юрты обычно связаны с кочевыми скотоводческими обществами, поэтому важно помнить, что каракалпаки не были кочевниками. Они традиционно были «полуоседлыми», что означало, что каждый клан имел место для зимовки, каслоу , и место для летнего отдыха, джазлоу , причем эти места обычно находились не слишком далеко друг от друга.

Зимой юрты устанавливали внутри ветрозащитного забора для защиты, а для скота строили еще один огороженный вольер или загон . Весной они переносили свои юрты на летние площадки, ближе к возделываемым территориям, позволяя своим стадам пастись на окружающих пастбищах и болотах. Рабочих быков использовали для обработки земли. Земли отдельных кланов часто располагались вблизи водного канала, на который члены этого клана имели наследственные права. Зимой они использовали в качестве корма побочные продукты сельского хозяйства: сено, пшеницу и просо, стебли джу’верри (сорго) и тростник. Осенью корм собирали и перевозили на место зимовки воловьей повозкой или арбой . В заболоченных районах, особенно на севере дельты, этот корм будет дополняться сбором местного тростника.

Местный рыбак с каяком полным рыбы
Местный рыбак с каяком полным рыбы

У каракалпакских рыбаков, живших в северной части дельты, был иной образ жизни. Их поселения часто называли «городами из тростника», потому что их юрты имели стены и крыши из тростника, их фермы имели тростниковые заборы, а их скот держался в тростниковых укрытиях. Мужчины отправлялись в рыболовные экспедиции, часто устраивая временные лагеря на плавучих островах растительности, пока их сети забрасывались. В 1873 году майор Герберт Вуд проплыл через северную дельту на русском канонерском пароходе «Самарканд» в составе экспедиции Русского Императорского географического общества в дельту Арала. Вид местных каракалпакских рыбаков шокировал: «Как бы ни были бедны и плохо одеты эти люди, у каждой маленькой банды рыбаков есть навес или палатка из хлопчатобумажной ткани, в которой они могут проводить ночи; без такого укрытия сон и, возможно, даже жизнь были бы невозможны, так бесчисленны комары и так болезненны укусы этих насекомых в этой местности ». В дополнение к сезонным миграциям каракалпакам часто приходилось перемещаться из-за изменений в речных системах, которые часто затапливались, вынуждая их искать новые засушливые районы земли. В том же 1873 году А. В. Каульбарс заметил, что: «Подойдя к селу Каракалпак, расположенному недалеко от небольшого лимана, снабжаемого водой из реки Аму только в половодье, мы увидели суету; со всех сторон раздавались крики; имущество и палатки кочевников быстро погрузили на арбы , и все, что было приготовлено, и куда-то уехали в спешке. Предполагая, что причиной этого бегства было наше неожиданное появление, мы ускорили шаг и послали наших лидеров успокоить население. Однако оказалось, что причиной суеты было быстрое увеличение уровня воды в прилегающем устье, и на наших глазах место, занимаемое деревней, было затоплено, так что прибывшие с опозданием арбы грузились людьми, уже стоявшими в воде.

Хотя Каульбарс записал, что все каракалпаки в дельте в той или иной степени занимались земледелием, не все кланы были одинаковыми. Некоторые занимались простым сельским хозяйством, в то время как другие полагались на более сложное ирригационное земледелие. Герберт Вуд заметил, что берега реки были выстланы густыми зарослями тростника, за которыми простирались низкие, заросшие кустарником колючие джунгли. Но за ними, на возвышенности, были широкие и открытые пастбища, занятые каракалпакскими стадами крупного рогатого скота и случайными стоянками с небольшими сельскохозяйственными участками. Ближе к Коньярату было более интенсивное орошаемое земледелие, снабжаемое водой с помощью колес, приводимых в движение лошадьми. Здесь каракалпаки выращивали пшеницу, ячмень, овес и дыни, а также люцерну на корм животным, а на более влажной почве — рис.

Особенности каракалпакской юрты

Каракалпакская юрта похожа на туркменскую, узбекскую, казакскую и киргизскую юрту, но имеет некоторые уникальные особенности, такие как характерный шанъарак (шанырак), или круг на крыше.

Издалека каракалпакские юрты имеют характерную конусообразную крышу, тогда как крыша казахской или туркменской юрты традиционно куполообразная. При этом современные казахские юрты, изготовленные в Каракалпакстане, теперь также имеют конусовидную форму. В XIX веке некоторые казаки использовали шкуры животных, а не войлок, чтобы покрывать крышу своих юрт.

Каракалпакские юрты сохранили своеобразную коническую форму крыши до наших дней
Каракалпакские юрты сохранили своеобразную коническую форму крыши до наших дней

Однако юрты хорезмийских узбеков и южных киргизов также имели коническую крышу, а крыши имели один изгиб примерно в 45 см от конца, как и у каракалпаков. Конечно, киргизские юрты никогда не видели в дельте Арала, но узбекские юрты были довольно распространены в XIX веке, особенно на левом берегу Амударьи.

Основное отличие каракалпакской юрты от узбекской заключается в решетчатой ​​стене керегэ : узбекские канаты делались из более толстых и круглых жердей и имели решетчатые отверстия гораздо меньшего размера (ко’з). Задыхина сообщила, что узбекская юрта может весить в три раза больше каракалпакской или казахской юрты, потому что узбеки были заселены так, что их юрты никогда не перемещались. Еще одно очевидное различие между каракалпакской, казахской и узбекской юртами заключается в том, что каркасы последних никогда не были окрашены в красный цвет.

При правильном оформлении каракалпакскую юрту можно сразу идентифицировать по белым полосам шатра, пересекающим крышу, стенам ши- ширмы, веселому розово-коричневому джанбау, подвешенному как гирлянды по обе стороны от двери, и смелым рамам. роговые мотивы на плетении по бокам двери.

Узбекская юрта из коньячного района дельты Арала
Узбекская юрта из коньячного района дельты Арала

Одна из сложностей заключается в том, что в дельте Арала некоторые казахи и узбеки покупали свои палатки у каракалпаков. Следовательно, некоторые юрты в таких регионах, как Кунъят, принадлежавшие аральским узбекам, все еще имели вид каракалпакских юрт.

Виды каракалпакских юрт

Обычная юрта называется кара у’й , что означает черный дом или жилище, названное так потому, что со временем чехол и стены темнеют. Особенно это было в старину, когда в каждой юрте был очаг. Некоторые зажиточные семьи построили по две юрты: одна, кара уй , использовалась как жилые помещения для престарелых родственников и детей; другой, отав (иногда транслитерированный как отау или отав ), использовался для отдыха и для приема гостей.

Более состоятельные семьи также возведут ото во время свадьбы, чтобы жених и невеста могли провести свои первые ночи вместе наедине. Такая юрта была бы специально украшена как часть свадебных торжеств, её обстановка была обязательной частью приданого невесты. Однако Анна Морозова отметила, что различие между кара у’й и отау было прекрасным, так как украшение какого-то карауа было так же хорошо, как и украшение нового отау .

Возможно, слово otaw происходит от слова oty, которое ногайцы использовали для обозначения подобной брачной палатки. Эндрюс цитирует Бонч-Осмоловского, который отмечал, что некоторые писатели называют белый шатер Казак ота-ы. Термин «белая палатка», конечно же, относится к новой юрте, а не к старой или почерневшей.

Т.к. в ранний советский период каракалпакские семьи строили одноэтажные глинобитные дома, юрту сохранили для отдыха и сна в жаркое лето
Т.к. в ранний советский период каракалпакские семьи строили одноэтажные глинобитные дома, юрту сохранили для отдыха и сна в жаркое лето

Здесь следует отметить, что хотя слово «юрта» теперь полностью вошло в западный лексикон как обозначение переносного жилища с решетчатыми стенами, его использование не совсем корректно. Сегодня юрта фактически является землей, на которой стоит жилище с решетчатыми стенами (так называемая юрта) — каракалпаки называют это юртой . В прошлом тюркское слово юрта относилось к территории, такой как палаточный лагерь, пространство степных пастбищ, на которых отдельное лицо, семья или клан имели права выпаса, или поместье, от которого аристократический вождь племени получал доход. Ошибочное обозначение исходит от русских, которые описали кочевое жилище либо как юрту, либо как кибитку . Последнее также неверно, поскольку происходит от тюркского кебит , что означает будка. Большинство тюркских племен используют слово «жилище» для описания юрты, например ev , öy или y.

Для простоты мы продолжим использовать слово юрта, которое в настоящее время является устоявшимся и понятным термином для переносного жилища с войлочными стенами и решетчатыми стенами на Западе.

Доступные материалы для строительства юрты

В прошлом низовья Амударьи и Сырдарьи поддерживали уникальную и процветающую природную среду. Многочисленные извилистые каналы, старицы и пресноводные озера были разделены обширными болотами и болотами, многие из которых заросли густыми зарослями тростника и камыша, некоторые до 8 метров в высоту! В некоторых местах из многолетнего тростника образовывались плавучие островки растительности, которые каракалпаки называли купаками . Окружающие берега были покрыты непроходимыми зарослями тугайного леса, прибрежные сообщества уступили место тростниковым зарослям, затем галечным лесам, затем опушкам, осоке и, наконец, пустыне, причем последние обеспечивали участки низкокачественных пастбищ по краям. В лесах преобладали эндемичные разновидности тополя и ивы, в то время как тамариск и елагнус залил заросли кустарника. Этот густой растительный покров служил средой обитания для широкого спектра диких животных: птиц, водоплавающих птиц, крупных и мелких млекопитающих, земноводных, а весной — огромного количества комаров.

По мере того как дельта Арала постепенно высыхает, заболоченные участки становятся все меньше и меньше
По мере того как дельта Арала постепенно высыхает, заболоченные участки становятся все меньше и меньше

Люди жили в этом регионе с древних времен, в основном придерживаясь аналогичного образа жизни, сосредоточенного на разведении скота и рыболовстве. Это заставило некоторых предположить, что в дельтах, должно быть, существовала непрерывная оккупация, каракалпаки были потомками коренных жителей апасиакских болот, которые вошли в регион более двух с половиной тысячелетий назад.

Гетерогенность каракалпаков и их генетическое сходство с хорезмскими узбеками доказывает, что этого не может быть. Такое сходство в образе жизни объясняется совершенно иным — особенности среды дельты определяют домашнее хозяйство народов, которые успешно ее населяют. Например, кельтеминарцы, прибывшие в этот регион в 4-м тысячелетии до нашей эры, построили общественные жилища из тополя, покрытые тростником. Это были охотники-собиратели, которые в основном жили рыбной ловлей и охотой. Более поздние скотоводческие жители, такие как тазабагьяб, апасиаки, джети асары, печенеги и кердеры, все были скотоводами, которые дополняли свой рацион рыбной ловлей, охотой и простым земледелием.

В XIX веке каракалпакские коньяры, жившие в северной части дельты, были в основном скотоводами и рыбаками, тогда как жизнь более южных обитателей Онт-Урт-Вала в основном вращалась вокруг орошаемого земледелия. Часть крупного рогатого скота выращивалась в стойлах с использованием как сельскохозяйственных культур, так и натуральных кормов, в то время как часть была отправлена ​​на летние пастбища и загонялась только зимой.

Молодой каракалпакский мальчик с коровой и теленком на воскресном празднике или большом животноводческом базаре
Молодой каракалпакский мальчик с коровой и теленком на воскресном празднике или большом животноводческом базаре

В отличие от кочевых туркмен и казахов, полуоседлые каракалпаки не специализировались на разведении овец вплоть до 20 века. Уже тогда было всего два специализированных колхоза по разведению овец , оба использовали земли на окраинах дельты. Напротив, туркмены давно превратили овцеводство в изящное искусство, разводя различные сорта специально для качества их шерсти.

Смешанное стадо крупного рогатого скота и коз в центральной дельте Аральского моря
Смешанное стадо крупного рогатого скота и коз в центральной дельте Аральского моря

Овцы и верблюды не подходили для болотистых, часто затопляемых земель дельты, в то время как крупный рогатый скот и козы процветали, питаясь обширными тростниковыми зарослями и кустарником тугайного леса. Конечно, в некоторых каракалпакских аулах овцы разводились в ограниченном количестве в 1873 году русский писатель А.В. Каульбарс наблюдал, как каракалпаки держат молодых ягнят и козлят внутри юрты для защиты, и наблюдал, как они сезонно мигрируют с «хорошими быками, коровами, телятами, козами и овцами… Позднее в том же году Герберт Вуд видел, как каракалпаки перевозили на лодках скот и овец.

Каракалпакский козовод к северу от Кегейли, 2005 г
Каракалпакский козовод к северу от Кегейли, 2005 г

Однако подавляющее большинство овец (и верблюдов) выращивали соседние казаки и туркмены на более сухих низкокачественных пастбищах, окружающих дельту. Его можно было найти на окраинах и в сердцах пустынь Кызыл-Кум, Кара-Кум и Устюрт.

Верблюды тоже не были обычным явлением среди обычных каракалпаков, но их держали более богатые роды , у которых, конечно, было больше шансов иметь ткачество самого высокого качества.

Таким образом, шерсть была доступна каракалпакам, но не в качестве основного товара, если, конечно, ее не покупали у соседних кочевников.

Основными материалами, доступными для строительства жилищ, плетения тентовых лент и производства контейнеров, были:

  • Камыш , или тростник, который в изобилии рос у русел и каналов рек
  • Жекен или камыш, используемый для изготовления веревок, фартуков и циновок ша пта
  • Ший , высокая и тонкая, но негибкая трава , похожая на тростник , которая когда-то обильно росла в дельте, но теперь вымерла в результате засоления почвы
  • КендЭр или дикая конопля
  • Водн тал (Salix oxica) и Qara тал (Salix australior), оба введены виды ивы, и водный раствор терек (тополь белый пирамидальный), белый тополь
  • Казан или козья шерсть с более длинными волокнами, чем овечья или верблюжья шерсть, которые более устойчивы к разрушению солнечным светом
  • Пакта или хлопок, выращенный в Хорезме задолго до появления советской монокультуры
  • Кожа, шкуры животных и меховые шкуры
  • Рог и кость от коз и крупного рогатого скота
  • Кабак или сушеные тыквы

Многие из эндемичных видов в настоящее время больше не растут в дельте, а некоторые были заменены интродуцированными видами, более устойчивыми к засоленным почвам.

Мешки с козьей шерстью на Шоманайском базаре
Мешки с козьей шерстью на Шоманайском базаре

Каракалпакская юрта и все ее содержимое были построены из этих местных материалов. Компоненты юрт рамы и двери были сделаны из местной ивы и тополя, палатки группы были сотканы из шерскти козы или хлопка, войлок был приобретен у местных кочевников казахов, и экраны и наружные двери были сделаны из козьей шерсти. Внутри юрты на полу расстилали циновки из тростника, покрытые простыми войлочными циновками и стеганым хлопчатобумажным корпе . Алаш Гиль соткана из козьего волоса или овечьей шерсти может повесить на кереге украсить to’r кисточки из козьей шерсти могли свисать с крыши. Зерно можно было хранить в мешках из конопли, а другие продукты — в кожаных, кожаных или хлопчатобумажных мешках для хранения или, возможно, в полых тыквах, подвешенных на керегебах .

Странствующий торговец, продающий сушеные тыквы для емкостей с водой в дельте Арала
Странствующий торговец, продающий сушеные тыквы для емкостей с водой в дельте Арала

Деревянного Сандад будет проводить семейные ценности с прямоугольным qarshÄп мешком, изготовленные из козьего волоса с шерстяным ворсом фронтом, для хранения одежды на ее вершину. Тарелки и столовые приборы хранились в простой или, возможно, украшенной сумке для хранения керги из хлопка . Если семья была зажиточной, маленькие прямоугольные эсикки с шерстяным ворсом украшали пространство над дверью. Кожаное седло мужа и снаряжение для верховой езды висели на кереге в мужской части юрты.

Юрточные Ремесла

Для изготовления юрты и связанных с ней артефактов из этого сырья использовались различные ремесла. Изготовление каркасов юрт требовало специальных навыков мастерских с дворами для хранения древесины и печи для термической обработки деревянных реек. Для изготовления дверных коробов, песков и сабаяков требовались столярные и резьбовые навыки. Оба были прерогативой мастеров-мужчин.

Однако все текстильные элементы юрты, в том числе ширмы, были сделаны женщинами в домашних условиях. До 1920-х годов каждая молодая девушка несла ответственность за собственное приданое или бабу шуу как раз к ее будущей свадьбе. Этот процесс мог начаться, когда она была еще ребенком, и ей помогали ее мать, старшие сестры или родственницы. Помимо костюмов для нее и её свекрови, в приданое входил полный комплект палатных лент и украшений для супружеской юрты, в том числе ак баскур, эсиккас, внутренние и внешние части, каршан и, возможно, kergi палатка мешок.

В случае зажиточных семей родители жениха предоставляли каркас новой юрты для молодой супружеской пары, которые собираются и украшаются лентами палатки невесты во время церемонии бракосочетания. Менее обеспеченные родители могут быть вынуждены принять юрту от родителей невесты. В случае свадьбы в бедной семье супружеской паре, возможно, пришлось много лет жить с родителями жениха, прежде чем они смогли позволить себе собственную юрту.

Какими бы ни были обстоятельства, ответственность за изготовление плетеных деталей юрты ложилась на юную будущую невесту. Ткачество было важным женским навыком, и хороший ткач имел хорошего мужа. К счастью, все требуемые предметы — даже цельноворсовые ткани — можно было соткать на одном и том же грубом и простом ткацком станке, o’rmek, который встречается по всей Центральной Азии и вплоть до Ирана и Афганистана. Он имеет одну изгородь, подвешенную к треноге или четырехногой эстакаде, а два чередующихся навеса образуются путем подъема или опускания навесной палки. Девушка начинала с самыми простыми переплетениями, такие как dizbe или Qur.

Молодая казахская ткачка из Шамбая делает современный бельдев на ткацком станке ормек
Молодая казахская ткачка из Шамбая делает современный бельдев на ткацком станке ормек

Конечно, талантливые мастерицы продолжали ткать после свадьбы, создавая изделия для своих семей, для продажи или обмена. Например, сообщалось, что многие казахи и некоторые узбеки покупали свои палатки и украшения у каракалпаков, так же как каракалпаки получали войлочные покрытия для своих юрт у казахов. Лишь позже, в советское время, когда навыки были потерянны, что некоторые мастерицы начали специализироваться в производстве тканных дверей для торговли на рынке, разработанных для продажи подержанных вещей, например, Шаmbay Sunday bazaar стал важным центром покупки и продажи деталей юрт и палаток.

Произношение каракалпакских терминов

Чтобы послушать, как каракалпак произносит любое из следующих слов, просто нажмите на то, которое вы хотите услышать.

ак баскуркерегекара у’йсандык
дизбекергэкаршиншанара
есиккаско’зкс’лоущи
джанбауо’рмеккурто’р
джазлауотаусабаякуок
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх