Душ в автодоме: роскошь или головная боль?
Мечтаете о свободе передвижения, рассветах в новых местах и ужинах под звездами? Конечно, речь идет об автодоме! И вот, когда картинка идеального путешествия уже нарисована в голове, возникает один очень насущный вопрос: а что с гигиеной? Нужен ли душ в автодоме, или это лишь напрасная трата места и нервов?
Многие убеждены: автодом без стационарного душа и туалета — это не автодом, а скорее палатка на колесах. Звучит логично, не правда ли? Ведь дома мы привыкли к комфорту. Но, как показывает практика, те, кто так категоричен, зачастую либо никогда не путешествовали в автодоме, либо их опыт был весьма ограничен. Сегодня я поделюсь своим взглядом на этот вопрос, разложив все по полочкам, чтобы вы могли принять взвешенное решение. А может, даже посмеемся над некоторыми заблуждениями!
Заводские автодома: что скрывают производители?
Давайте начнем с того, что предлагают нам именитые производители. В большинстве заводских кемперов и моторхоумов душ, конечно же, есть. Но тут кроется один маленький, но очень важный нюанс, о котором почему-то не принято говорить вслух. Производители, судя по всему, предполагают, что вы будете пользоваться этим душем исключительно на кемпинговых стоянках, где есть возможность подключиться к внешнему источнику воды.
Почему так? Все просто: стандартный бак для воды в европейских автодомах обычно вмещает 75–100 литров. Редко когда больше. Конечно, принять душ с таким запасом воды можно — 15-20 литров на человека вполне достаточно. Но что потом? Вам придется искать, где пополнить запасы. И вот тут начинается самое интересное!
Водные запасы: сколько вешать в литрах?
Некоторые скажут: «А что мешает поставить бак на 300-400 литров?» В теории — ничего. На практике же это превратится в настоящую головную боль. Во-первых, вы будете постоянно возить с собой 300-400 килограммов лишнего веса. Представьте себе такую махину на колесах! Это не только увеличивает расход топлива, но и создает дополнительную нагрузку на подвеску и тормоза.
Во-вторых, воду придется регулярно сливать, даже если вы ее не израсходовали. Иначе она просто "зацветет" и станет непригодной для использования. А кто любит заниматься сливом и заливом 400 литров воды каждый раз?
В-третьих, такой объем воды в движении — это не шутки. При резком торможении 400 литров жидкости, не имея специальных перегородок, могут просто вырвать бак к чертям собачьим. Это не только опасно, но и крайне дорого в ремонте. К слову, в инструкциях к прицепам, которые мало кто читает, черным по белому написано: транспортировать прицеп с пустым баком. Производитель не дурак, он знает, о чем говорит!
Пространство и удобство: где искать компромисс?
Еще один камень преткновения — это, конечно же, пространство. Автодом, особенно на базе фургона, не резиновый. И вырезать из него целый квадратный метр под душевую кабину — это, согласитесь, серьезная жертва. Будете ли вы пользоваться этим душем так же комфортно, как дома? Однозначно нет.
Как правило, душевая комната в автодоме редко бывает больше 70 сантиметров на метр. Это, прямо скажем, не хоромы. Часто, чтобы помыться, приходится принимать позу эмбриона или танцевать странные танцы с бубном, пытаясь не удариться головой о потолок. Многие, показывая свои автодома, гордо заявляют: «Я помещаюсь в полный рост!» А потом выясняется, что над головой у них остается пара сантиметров, и любое движение грозит сотрясением мозга.
И это не мои домыслы. На фестивалях автодомов, где собираются сотни машин, вечерами выстраиваются очереди к стационарным душевым, которые устанавливают организаторы. Казалось бы, у каждого в автодоме есть душ, но люди предпочитают стоять в очереди. Почему? Потому что пользоваться своим, встроенным, просто неудобно!
Влажность: незваный гость в автодоме
Как только вы включаете воду в автодоме, уровень влажности резко подскакивает. Это физика, от нее никуда не денешься. А если на улице лето, жарко, и ваш фургон уже нагрет, то влажность начинает распространяться по салону с космической скоростью. Конечно, можно открыть люки, включить вентиляцию, но какое-то время повышенная влажность все равно будет с вами.
К чему приводит повышенная влажность? Ну, думаю, объяснять не нужно. Это идеальная среда для плесени и грибка, которые не только испортят интерьер вашего автодома, но и могут негативно сказаться на здоровье. Я видел автодома, в которых стены отсырели настолько, что их можно было проткнуть пальцем! Приходилось менять целые секции, потому что они просто сгнили. За душевой комнатой в автодоме нужно следить очень тщательно, иначе проблем не оберешься.
Цена вопроса: сколько стоит комфорт?
Многие ошибочно полагают, что постройка душевого модуля в автодоме — это дешевое удовольствие. Ну, что там? Четыре стены, шланги протянул — и готово! Но если вы хотите получить действительно качественный и долговечный санузел, придется раскошелиться.
Что вам понадобится? Поддон, гидроизоляция стен, облицовка, смеситель, душевая лейка, система слива, и, самое главное, бойлер для горячей воды. И тут я говорю не о бытовых газовых проточниках, которые, на мой взгляд, подходят только для любителей острых ощущений. Нужен надежный, заводской бойлер, предназначенный для использования в автодомах, который выдерживает тряску и вибрации.
Все это в совокупности, даже если вы делаете все своими руками, обойдется вам никак не меньше 250-300 тысяч рублей. Да, можно уложиться в 70 тысяч, но это будет конструкция, которая прослужит вам пару лет, а потом начнет сыпаться. Обычная фанера, кое-как прикрытая панелями, не спасет от влаги, и проблемы начнутся очень быстро. Так что, если уж строить, то строить качественно, а это, увы, недешево.
Альтернативные решения: чистота без лишних хлопот
Итак, если стационарный душ в автодоме — это так много компромиссов, как же быть? Неужели придется забыть о чистоте в путешествиях? Конечно, нет! Есть несколько отличных альтернатив, которые позволят вам наслаждаться свежестью без лишних затрат и головной боли.
- Погружной душ и палатка-душевая: Самый простой и бюджетный вариант. Покупаем погружной душ (стоит копейки), берем канистру воды. Приезжаем на место, ставим быстросборную палатку-душевую (можно даже не внутрь, а рядом, чтобы солнце грело воду в канистре), опускаем туда душ — вуаля! У вас есть полноценный душ, и никаких капитальных вложений.
- Внешний душевой модуль: Если хочется чуть больше комфорта, можно сделать внешний модуль, который подключается к центральной системе водоснабжения автодома. К нему прилагается небольшая маркиза или палатка, и вы моетесь на свежем воздухе. Это экономит место внутри автодома и деньги на постройку стационарной кабины. Если нужен подогрев, можно интегрировать его в систему.
- Душ на стоянках и в мотелях: Не забывайте о благах цивилизации! На трассах полно стоянок для дальнобойщиков, мотелей и отелей, где можно принять душ за символическую плату (100-150 рублей). Это отличный вариант, чтобы помыться нормально, по-человечески, без стеснения и танцев с бубном.
Зимние приключения: душ и мороз — не друзья
Кто-то скажет: «Но ведь твои варианты не подходят для зимы!» И тут я вынужден вас разочаровать: обычный стационарный душ в автодоме тоже не особо пригоден для зимних путешествий. Шланги промерзают, вода замерзает, трубы лопаются. Чтобы этого избежать, придется заморочиться с обогревом труб, слива, баков — а это дополнительные расходы, сложность конструкции и, опять же, повышенное энергопотребление.
Даже владельцы заводских автодомов, путешествующие зимой, часто не пользуются центральным водопроводом. Чтобы избежать замерзания и поломок, они просто сливают воду из системы и используют обычные ковшики или портативные души. Так что, как видите, и здесь стационарный душ не дает большого преимущества.
Выводы: строить или не строить — вот в чем вопрос!
Ну что, друзья, подведем итоги. Нужно ли строить душ в автодоме? Решать, конечно, вам. Но, по моему опыту, наличие стационарного душа в большинстве случаев — это скорее компромисс, чем истинное наслаждение.
После первых нескольких раз использования, вы, скорее всего, поймете, что неудобств гораздо больше, чем преимуществ. Необходимость постоянно пополнять воду, маленькое пространство, повышенная влажность, риск поломок и дороговизна постройки — все это перевешивает мнимый комфорт. И со временем вы будете пользоваться этим душем все реже и реже.
Конечно, если вы раз в год выезжаете на море, и для вас это единственный способ освежиться, то, возможно, вам это понравится. Но для регулярных путешествий, особенно вдали от кемпингов, стационарный душ в автодоме — это, на мой взгляд, не самое практичное решение.
Строить или не строить — это ваш выбор. Никто не запрещает учиться на своих ошибках, а иногда в этом даже есть свой кайф. Может быть, вас не будут напрягать ни стоимость постройки, ни необходимость ежедневно пополнять баки. Но я надеюсь, что эта информация даст вам пищу для размышлений и поможет принять более осознанное решение. Удачных вам путешествий и чистых приключений!