Традиционное казахское кочевое жилище – символ культуры народа, его реликвия, в ней сокрыто особое мировоззрение номадов.
Чем казахский киіз үй отличается от монгольского гэра, китайских и прочих аналогов? И кто все-таки первым изобрел передвижной дом, известный всему миру как юрта? Обо всем этом – в интервью с экспертом.
Чьих будете?
Какова этническая принадлежность круглого полусферического жилища под общим названием “юрта”? Ведь его считают своим и используют довольно многие народы мира…
Существует очень много разных гипотез и суждений на эту тему, историография вопроса обширна, и нет возможности останавливаться на какой-то одной. Но мы знаем, что уже в III тысячелетии до н. э. существовал комплекс хозяйственной жизнедеятельности, связанный с прирученной лошадью и другими животными, такими как овцы, козы и так далее. А значит, возможно, даже в более раннее неолитическое время могло возникнуть переносное жилище, которое позволяло людям следовать за своими стадами.
– рассказывает Асия Нурдубаева, кандидат архитектуры, ассоциированный профессор МОК КазГАСА.
Видимо, тогда началось системное оформление места мобильного обитания, отличного от стационарных поселений.
Если обратиться к документальным свидетельствам о мобильном жилище, то есть любопытное изображение на шумерских табличках, относящихся к III тысячелетию до н. э., где видно полусферическое жилище со стенами, прорисованными в косую решетку так, словно эти стены обозначают какой-то устойчивый признак или что-то важное.
Что можно считать противопоставлением стационарным стенам из глины, прямоугольным жилищам. Да, понятно, что этот шумерский рисунок нам напоминает конструкцию юрты. Но на самом деле мы плохо себе представляем, как мог развиваться человек в III тысячелетии до н. э., так как у нас пока нет зафиксированных свидетельств о строительном ритуале. Но чисто логическими рассуждениями можно прийти к умозаключению, что когда началось освоение отгонного животноводства, тогда и возникла, судя по всему, кочевая форма жилья.
Русский исследователь Николай Харузин, согласно воззрениям научной мысли конца XIX века, пришел к выводу, что кочевое жилище должно было пройти свой эволюционный путь и возникнуть из чего-то простого, как шалаш. Шалаш – это такая палатка с двускатной крышей, поставленная на землю. Но киіз үй (в переводе с казахского языка – войлочный дом) имеет много типов конструкций. Если остановка была кратковременной, то могли установить 2 растянутые кереге в виде такого вот шалаша. Это может быть один из инвариантов, но вряд ли можно говорить в категориях эволюции формы от шалаша к киіз үй.
Потому что для полусферического жилища нужно иметь особый тип восприятия или сферический тип мышления, которым обладают кочевые народы, живущие на протяжении длительного времени в определенных условиях.
Так, семиотические исследования говорят, что шкала Времени определялась в разных культурах или как стрела, или как циклическая модель с возвратным движением по спирали и делилась на большие природные сезоны. Например, календарь у шумеров показывал 2 периода, в античной Греции в более ранний период – 3, потом перешли на 2 и 4. Это проецировалось на любое создаваемое пространство – жилище или храм. Если сравнивать, то, например, китайцы – оседлый народ, у них квадратные жилища, и сезоны делились на 4 отрезка или имели пространственную четверичность. Другой пример – монголы, которые считаются молодыми кочевниками, они переняли только внешнюю модель тюркского жилища, но остались верны своей четной, четверичной структуре. У тюрков всегда будет 3 ножки у казана и также 3 колонны, которые держат шанырак, а у монголов – 4 ножки и 2–4 колонны, в зависимости от ширины гэра, дверь у них ориентирована на юг, а у тюрков – на восток, и сакральное направление происходит по ходу солнца с востока на запад.
Объективно всё имеет планетарный характер синхронизации. Так, есть 4 солнцестояния: зимнее, летнее, весеннее и осеннее.
Только находясь внутри киіз үй и сидя на төр (почетное место в юрте), то есть в сферической модели окружающего пространства, можно видеть по шаныраку, откуда светит солнце внутрь.
У нас существует и взаимосвязанность явлений в пространстве и во времени как 3 полуденных времени – түстік. Зимой точка кульминации в момент зимнего солнцестояния отходит как бы влево от умозрительной оси солнечного движения восток – запад. Ну а летом кульминация наблюдается в высоком смещении на северо-востоке, от центральной оси или справа. Осенью и весной кульминация точки солнцестояния совпадают – обе светят ровно по центру или по оси шанырака. Можно сказать, что в казахской культуре есть такой феномен, как аналитический способ восприятия мира: 3 кульминации вместо 4 – как фиксация полуденного времени – позиций светила. Получается, вместе с лучами солнца внутрь жилища попадает троичность всех сакральных вещей – в 3 очажных камнях, 3 кошмах и прочее. 3 – это 3 сезона кочевой жизни: начало и конец весенне-осеннего важного для кочевников периода накопления животноводческих ресурсов и отдельно лето и зима.
Кочевая архитектура
Сегодня часто приходится слышать, что жизнь в домах с наличием углов, то есть в наших современных местах обитания, несет негатив и беды жильцам. Якобы там скапливается плохая энергия, получается, юрта, в этом плане – идеальное по энергетике жилье. Кочевники могли знать про фэншуй и чем в первую очередь обосновывается круглая форма юрты?
Нельзя сказать, что если жилище сферическое, то оно без углов. Во время учебы в МАРХИ (г. Москва) тема моего диплома была “Этнические стереотипы и современные жилища казахов на примере Алма-Аты и Москвы”. Я сравнивала современные квартиры казахов и их внутреннее обустройство в этих городах – в одном случае вдали от этнического центра и во втором – в самой столице Казахстана.
Самое интересное, я нашла казахов, которые, приехав из нашего села в Москву и получив в обычном панельном доме квартиру, неосознанно сформировали пространство гостевой комнаты, близкое к кругу: заставили все углы сундуками, какой-то мебелью, а в центре был дастархан, низкий столик, а на стенах висели лисьи шкуры. А в центре Алма-Аты казахи, получившие советское образование на русском языке, так же заставили все углы, и форма гостиной сворачивалась так же в форму круга, где посередине стоял круглый стол. Так, несмотря на то что мы сейчас живем в прямоугольной форме пространства, в них можно, как бы это ни звучало парадоксально, образовать круг, такой внутренний киіз үй в квадрате квартиры, и, наоборот, в сферическом жилище сформировать углы.
Насколько кочевники были хорошими архитекторами и оформителями, если их оценивать с сегодняшних позиций?
Технологически киіз үй – это сложное сооружение с аэродинамической формой. Неизвестные конструкторы-кочевники предусматривали прогиб шеста и возможность совместно пружинить всей конструкции, которая воспринимала силовые воздействия нагрузок от снега и ветра. Аэродинамика и легкость, которые присущи тюркскому жилищу, хороши в степных районах, где снег выдувается, а не в таких суровых условиях, в которых живут монголы или народы на Алтае, в Сибири, где зимой большой снеговой покров и низкие температуры. Правда, и казахи также имели сезонные жилища кыстау (зимники) – стационарные по своей природе, и различались они материалами – от каменных до глинобитных.
Многие конструктивные приемы отражают климатические условия: там, где ветров больше, шанырак, например, более приземист.
Если обратиться к кереге, то оно имеет механическую форму раздвижения 2 слоев шестов, которые связаны кожаными гвоздиками. Они предусматривают взаимодействие шестов в разных направлениях, – 2 поверхности расправляются в стороны, то растягиваясь, то сжимаясь в пластину, как гармошка. Это продиктовано необходимостью легкости сборки и разборки переносного жилища, где стены превращались в конструкцию и оболочку.
В современной архитектуре очень много объектов, построенных по этой логике: огромные павильоны и сооружения возведены на решетчатом каркасе фасада. Этот прием воплотили кочевники, перед которыми стояла сложная задача экономии материалов при максимальном пространстве.
Жилищем полукочевых народов могла быть и полуземлянка, похожая по основным конструктивным делениям на киіз үй. Так, известный казахстанский археолог Виктор Зайберт реконструировал стационарные древние, круглые в основании жилища коневодов-ботайцев, выполненные в полусферических очертаниях (материалы – глина и бревна), что выглядят так, словно это проросший в землю киіз үй. Можно посетить визит-центр около Бурабая, где наглядно видно, что часть стены уходит под землю и пол там глинобитный.
После раннесредневековых захватнических походов кочевников на Европу осталось много археологических артефактов, свидетельствующих, что они использовали круглое, или по-другому юртообразное жилище и что оно заглублялось на 50 сантиметров и более.
А верх был выполнен из деревянной конструкции, такой как корзина, она накрывала сверху углубленное основание колпаком, при этом сохранялось тепло зимой и аккумулировалась прохлада жарким летом. И это тоже кочевое жилище, где технология использования качества земляной стены была энергоэффективна, и, со слов профессора Зайберта, в течение 15 минут при абсолютно минусовой температуре жилище согревалось настолько, что можно было снять одежду, так хорошо распространяется тепло в его полусферическом пространстве.
Вернуться к истокам
Подвергался ли киіз үй (юрта) каким-либо модификациям в течение времени?
– Да, мы встречаем разные типы хозяйствования, разные климатические условия на большом ареале распространения евразийских кочевников. Конечно, модификации неизбежны. Например, у кочевников Турции используется один тип большого длинного шеста с развилкой, и эта форма более универсальная и упрощенная по сравнению с киіз үй. А у тюрков Южной Сибири мы видим большое разнообразие жилищ: по 6, 7, 8 углов, также и верхняя конструкция могла быть не круглой, а многоугольной по количеству углов на стенах.
В горных районах Таджикистана, где кочуют кыргызы, во временном жилище может быть 2 гибких прута, которые концами закрепляют на земле и перекрещивают между собой, как косой крест, покрывая их каким-нибудь материалом. Здесь конструкции “шанырака” нет вообще. У якутов могут использоваться и длинные жерди, связанные все в одну точку. Но, надо отметить, всё это – инварианты одного образа.
Сегодня довольно популярны разные полусферические сооружения из стекла, пластика и других современных материалов, которые используются в туризме и так далее. Могла ли казахская юрта вдохновить современных архитекторов?
Сферические, полусферические формы из разных материалов достаточно популярны среди архитекторов, можно вспомнить американца Ричарда Фуллера (известен своими купольными сооружениями. – Прим. авт.) и других. Предполагаю, что нам, носителям этого архетипа, необходима петля времени, чтобы найти свое место в исторических процессах, осознать уходящие формы, вернув свою генетическую память. Для этого, возможно, необходимо посмотреть на себя глазами иного мира, другого противолежащего восприятия себя. Пока у нас в культуре этого очень мало. Хотя болашаковский вектор позволит, наверное, этому произойти.
Мы находимся в процессе конструирования своего национального самосознания и еще не разобрались с глобальными вопросами воспроизводства численности, экономики, безопасности, нам свое не кажется таким уникальным и востребованным. И мы пока не в том состоянии, чтобы создавать такие бренды, как в Норвегии, США, Болгарии, где есть сообщества любителей юрты.
Мы к кочевничеству относимся как к прошлому, которое нельзя забыть, но неизвестно, как использовать, в то время как мода на всё ориенталистское не проходит, начиная с крестовых походов. В России и в Европе еще 100–200 лет назад в усадьбах помещиков были в моде (уже как массовая культура) комнаты с безделушками и сувенирами в ориенталистском стиле, которые применялись в создании интерьера.
Я пока не вижу у нас такой взрывной волны интереса, на основе которого кто-то будет заниматься юртообразными сооружениями или изготавливать киіз үй не для ритуальных праздников, как Наурыз, а, например, для своей искренней потребности иметь такое пространство в своем жилище.
Ко мне обращаются люди, наткнувшись в Интернете на мою диссертацию “Киіз үй: структура пространственности”, где я больше рассуждаю о мировоззрении и структурах пространств в семиотических аспектах. Они стремятся сделать на основе киіз үй объекты: или детский конструктор, или новую модификацию упрощенной конструкции, или, наоборот, аутентично исполненный киіз үй по всем исторически обусловленным технологиям. Также сейчас присутствует некоторая осознанная ностальгия среди казахстанской интеллигенции создавать у себя на приусадебном участке небольшие образы киіз үй или уголки, или хотя бы одну комнату в виде круглого помещения. С этим я сталкиваюсь как архитектор.
Недавно меня пригласили поучаствовать в жюри детского конкурса “Чудо-дом в степи”-2020, посвященного казахской юрте. И надо отметить, что все наши дети рисовали юрты одинаково, как один штампованный лейбл, и выбрать творческий подход было трудно. Причина: малыши воспринимают этот мир глазами своих родителей и через визуальную информацию СМИ. Это говорит о том, что киіз үй – юрта для большого количества неономадов – знание, застывшее во времени и не имеющее развития в современных формах жизни. Если не учитывать огромного количества шаныраков, как я понимаю, символов этничности по всей стране.
Предполагаю, что интерес к кочевой культуре как к уходящей форме будет возрастать, и мы сможем осознать это, сохраняя формы не только в процессе музеификации и архивирования, но и в повседневной культуре.
Да, кстати, мы с группой энтузиастов создаем виртуальный музей кочевой культуры, который позволит увидеть не только архаику времени в коллекциях аутентичных артефактов со всего мира, но и изучать всем желающим богатую астрономическую, мифологическую, фольклорную, пространственную систему мировоззрения кочевников, которая позволила создать сложную и одновременно уникальную систему таких знаний, как киіз үй.
Муса Сатаев, Алматы